Запасной аэродром

 


joker-joe

ПАК ФА - 2009

Все близок день, когда многочисленные любители военной авиации смогут увидеть, как говорится, вживую, долгожданный отечественный истребитель пятого поколения, разрабатываемого в ОАО «Компания «Сухой» (ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»). Объявлено, что прототип самолета Т-50 будет продемонстрирован на Московском авиакосмическом салоне в августе этого года. Надеемся, что это известие реалистично, чем «обещания генерала Михайлова». Есть смысл еще раз пройтись по истории разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, и попытаться понять, что за продукт предстанет перед взорами нахлынувшей в Жуковский толпы.

 

Программа разработки истребителя пятого поколения берет начало с 1983 года, когда ОКБ им. Микояна начало разрабатывать истребитель по программе МФИ («Многофункциональный истребитель») под индексом И-90 (надо полагать, «истребитель 90-х») в ответ на американскую программу ATF (AdvancedTacticalFighter– перспективный тактический истребитель). Если прикинуть просто, советский истребитель должен был прийти на смену Су-27, американский - на смену F-15. Оба самолета проектировались в основном как тяжелые двухдвигательные истребители завоевания превосходства в воздухе.

 

Как известно, микояновский И-90 (изделие 1.42, схемы «утка». Проект, 1989 г. ТРДДФ тягой 18-20 т с УВТ, БРЛС с активной или пассивной (центральная и 2 боковые антенны), ФАР Н014 и Н015 (заднего обзора) )

материализовался как изделие «опытно-экспериментальный самолет 1.44». Реализация программы МФИ велась даже с некоторым опережением работ по ATF, по крайней мере, были сообщения, что техническая документация самолета была разработана еще в 1989 году. Но разразившийся в те годы процесс развала СССР поставил программу в очень тяжелое положение. Если американский прототип LockheedMartinYF-22Aсовершил первый полет 29 сентября 1990 года (его внутренний конкурент NorthropYF-23A взмыл в небо еще раньше – 27 августа того же года), то первый полет 1.44 cостоялся 29 февраля 2000 года, то есть с опозданием на 10 лет. Как известно, машина совершила 18-минутный полет (ЛИИ им. Громова, Жуковский), достигла скорости 500-600 км/час, и на этом завершила свою летную карьеру.    

 

1.44 был показан общественности в 1999 году. Самолет в силу своих габаритов произвел впечатление продукта, который «слишком претенциозен» для современной России. Стало сразу понятно, что страна не может производить такой самолет в достаточных количествах. Но в 1998 году командование ВВС РФ всерьез рассматривало этот самолет как будущий серийный истребитель, и выдало требования на легкий однодвигательный истребитель, который должен был стать дешевым дополнением И-90. МиГ уже имел задел по разработке легкой боевой машины под индексом 4.27.

 

Разрабатываемый параллельно с 1.44 продукт ОКБ им. Сухого экспериментальный самолет С-37 «Беркут», созданный для исследования возможностей крыла с обратной стреловидностью, совершил первый полет 25 сентября 1997 года. Его летные испытания не вышли за рамки демонстрационных, так как в ВВС этот самолет вообще не рассматривали как истребитель, способного стать представителем нового поколения.

 

Понимая, что при таком раскладе фирма теряет право на разработку машины пятого поколения, в 1998 году ОКБ им. Сухого выходит на командование ВВС с предложением создать СФИ («средний фронтовой истребитель»). Представители «Сухого» убеждают командование ВВС в том, что и тяжелый 1.44, и легкий истребитель 4.27 могут быть замещены единой боевой машиной «среднего класса». 

 

Не будем ломать головы, что, где, как и почему происходило с выбором разработчика самолета нового поколения, какой был проведен «тендер», но идея была блестящей – «середняк» похоронил обоих миговских конкурентов без надежды на реанимацию. В 1999 году в фирме официально начались работы по созданию ПАК ФА – «перспективного авиационного комплексафронтовой авиации» И-21 (суховский индекс Т-50). В результате неведомого общественности конкурса в 2002 году ОКБ им. Сухого стало монопольным разработчиком перспективного истребителя. Эта история весьма напоминает «тендер» по разработке БРПЛ для ВМФ, когда существующую ракету пустили под нож, а на горизонте вдруг вырисовался Московский институт теплотехники с предложением разработать новую ракету «Булава». Зеркальная просто ассоциация – тяжелый «Барк», как и тяжелый И-90 пускают в расход, а на их месте появляются «оптимизированная» «Булава» и «средний» Т-50. В результате мы до сих пор не имеем ни новую БРПЛ, ни истребитель пятого поколения.   

 

Но ладно брюзжать. В 2002 году, когда был одобрен проект «Сухого», из компании разработчика вышло ОКБ им. Яковлева. Вероятно, «Сухой» представил два проекта – свой, напоминающий идеологию F-22,  и второй - с участием бюро им. Яковлева, в котором, вероятно, использовался задел этой фирмы по сверхзвуковому самолету вертикального взлета и посадки Як-141. Этот вариант мог иметь очень большое сходство со вторым  американским истребителем пятого поколения F-35 JointStrikeFighter. Таким образом, 2004 году эскиз «рэпторовской» модели был одобрен ВВС, а в 2005 году был дан зеленый свет и техническому проекту на основе концепции F-22.

 

Начинаются работы по «железу». В 2006 году в Новосибирском авиационном производственном объединении им. Чкалова приступают к строительству носовой части планера. Производителем работ по основной сборке прототипа выбрано Комсомольске-на-Амуре производственное объединение им. Гагарина. Но даже и в том году главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов несколько раз заявляет, что в России будут созданы два типа самолетов пятого поколения – тяжелый 30-тонный на «Сухом» с 12 ракетами и легкий 14-тонный с четырьмя УР на «Микояне». Что под этими словами надо было понимать, неизвестно до сих пор.

 

В 2007 году официально объявлено о начале строительства первого опытного самолета Т-50. Истребитель должен быть оснащен двумя ТРДДФ типа «117С» (АО НПО «Сатурн», модернизированный АЛ-31Ф с повышенной до 14500 кг тягой на форсажном режиме) и бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) разработки НИИП им. Тихомирова. Серийные машины будут оснащаться новыми двигателями АЛ-41Ф1 с тягой 15500-16000 кг той же фирмы (впрочем, есть и информация, что разработчиком двигателей будет ММПО «Салют» - но непростые отношения двух ведущих двигателестроительных фирм не является предметом обсуждения в данной статье – Л.Н.). То есть по всем раскладам получается, что отечественный истребитель пятого поколения по своим размерам и массе должен быть никак не меньше и легче чем американский F-22.

 

Для нового истребителя разрабатываются радикально модернизированные версии ракет малой дальности Р-73 (изделие 760, «вторая фаза модернизации») и средней Р-77 (изделие 170-1). Появляется информация и о разработке совершенно новой ракеты ближнего боя КМ-Д (изделие 300) и УР сверхбольшой (300 км) дальности. Для самолета проектируются два типа внутренней подвески вооружения -  катапультные устройства УВКУ-50Л для ракет массой до 300 кг и УВКУ-50У для 700-кг ракет. Сегодня заявлено, что на разных этапах строительства в КНААПО находятся три прототипа самолета. По некоторым заявлениям, их количество успело вырасти до пяти.   

 

 

Что касается самого облика Т-50 (а именно это интересует всех), то наиболее заслуживающим внимания являются изображения (на фото), впервые появившиеся на индийских блогах и форумах. Впрочем, как только подобные изображения появились и в российском сегменте Интернета, они были объявлены «не имеющими ничего общего с реальным самолетом» (пресс-служба АО НПО «Сатурн»). Таким образом, нам не стоит удивляться, если мы в августе 2009 года увидим самолет схемы «утка». Кстати говоря, когда 2 декабря прошлого года премьер-министр РФ Владимир Путин посетил НПО «Сатурн», по «Первому каналу» как бы невзначай показали модель самолета, который весьма смахивал на микояновский 1.42. Впрочем, это, наверное, была шутка такая.  

 

Итак, если взять за основу «индийские» изображения («вклад» Индии в программу ПАК ФА также не является целью этой статьи – Л.Н.), то вырисовывается такая картина. Самолет по своим размерам и массе практически аналогичен F-22. Но имеет одно существенное различие. Т-50 как родимое пятно от предшественника Су-27 получил схему с размещением двигателей в отдельных мотогондолах. Такой дизайн противоречит канонам «стелс», так как лопатки турбин двигателей во фронтальной проекции будут вращаться прямо на радар противника. Как известно, «стелс» требует S-образного воздуховода двигателей для «скрытия» лопаток турбин, которые дают самую большую радиолокационную сигнатуру наряду с работающей бортовой РЛС. Но такое техническое решение дает громадное преимущество для разработки внутренних отсеков вооружения. Большое внутреннее пространство между гондолами двигателей позволяет создать внутри самолета значительно больший по объему отсек для размещения ракет и бомб, чем на F-22 и F-35. Грубо говоря, во внутренний центральный подфюзеляжный отсек можно разместить и двухступенчатые ракеты воздушного боя сверхбольшой дальности, и возможно, даже КР для поражения наземных и морских целей.  

 

Впрочем, на этом и остановимся. Ждем август 2009.

http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/224/



Рекомендовать запись
Оцените пост:

Показать смайлы
 

Комментариев: 5

Replica Cartier Watches even opened a new boutique in Shanghai. From the adult and adventurous watching decrepit in the art of tattooing to the abundantly feminine artwork depicting mystical characters, flowers and added feminine appeals, the ranges in watches action arresting options for both the genders. This is the accuracy why the Ed hardy watches beautify the wrist of their wearer while absorption their different cast edge.

 



Пополнить мобильный счет

Реклама от Google

Поиск по тематике
Google
Пользовательского поиска

Счетчик Li.ru

ОБОЗ.ua